Работаем в области cпециальной оценки условий труда в Уфе с 1990г. с предприятиями различных видов экономической деятельности

Спецоценка: новая пятилетка с новыми правилами

Непроизводственному сектору мы предоставили лояльные условия с переходным периодом в пять лет, за который они могли поэтапно провести спецоценку, распределив расходы. Но даже при этом мы не намереваемся сразу применять жесткие штрафные санкции, решили использовать наиболее мягкий вариант воздействия. Тем, кто не провел спецоценку, Роструд направит предостережение о недопустимости нарушений законодательства. После чего у нарушителей будет разумный срок, в течение которого они должны отчитаться, что провели спецоценку, и передать все данные в систему. Если после этого организация не проведет процедуру, то будем применять штрафные санкции в соответствии с законом.

Я думаю, что в дальнейшем мы сделаем период действия результатов спецоценки более длительным

Как вы будете определять работодателей, которые не провели спецоценку?

Мы сличим базы данных ФНС, ФСС, Роструда с нашей информационной системой ФГИС СОУТ и выявим работодателей, которым не хватило пяти лет, чтобы осознать, что нужно проводить спецоценку.

Как много осталось организаций-нарушителей?

По предварительным итогам работодатели оценили около 76 процентов рабочих мест. Причем в индустриальном секторе этот показатель приближается к 100 процентам. Поэтому можно сделать вывод о том, что на рабочих местах c наиболее вероятным риском для жизни и здоровья работников, процедуру спецоценки провели и получили на руки ее результаты.

Я правильно понимаю, что если работодатели после предостережения не проведут спецоценку, их оштрафуют автоматически, без проведения проверки?

Да. Пять лет — достаточный срок, чтобы провести установленную законом процедуру. Индустриальные предприятия вам скажут, что пяти лет достаточно, чтобы в чистом поле цех или даже завод построить и запустить его.

Будут ли сейчас инспекторы ГИТ при плановых и внеплановых проверках штрафовать за отсутствие спецоценки?

Да, будут. Отсрочку получат только те предприятия, в которых выявят нарушения с помощью автоматизированной проверки. Если организацию будут проверять в общем порядке и не обнаружат результатов спецоценки, то будет наказание по части 2 статьи 5.27.1 КоАП.

Организации, которые уже провели спецоценку, могут продлить срок действия ее результатов?

Для тех организаций, у которых по результатам спецоценки на рабочих местах установили вредные или опасные условия труда, периодичность проведения останется прежней — один раз в пять лет. В этом случае продлить срок действия результатов спецоценки нельзя, так как от них зависит размер гарантии и компенсации работников. Также важно периодически следить за тем, чтобы реальные условия труда на рабочих местах не ухудшались.

Для тех, кто оформил и подал декларацию, действует более мягкий режим. Изначально декларация действует пять лет, а если ничего не произошло, то ее срок продляется еще на пять лет. В этом случае не нужно оформлять никаких дополнительных документов, действие декларации пролонгируется автоматически.

Планируется ли вносить изменения в периодичность проведения спецоценки?

Пять лет — достаточный срок, чтобы провести спецоценку. Такого срока достаточно, чтобы в чистом поле цех или даже завод построить и запустить его

Я думаю, что в дальнейшем мы сделаем период действия результатов спецоценки более длительным. Но такое изменение коснется только тех рабочих мест, на которых работодатели создали безопасные условия труда. Возможно, для непроизводственного сектора мы установим самый лояльный подход — спецоценку на безопасных рабочих местах нужно будет проводить снова только в том случае, если произойдет несчастный случай, связанный с производством или будет выявлено профзаболевание.

Какие ключевые изменения ждут процедуру спецоценки?

Основное — мы обяжем работодателя следить за тем, чтобы оценщик передал данные во ФГИС. Такая система дисциплинирует оценщика и включает в систему работодателя, который ранее занимал отстраненную позицию. Он заказывал спецоценку, утверждал отчет, оплачивал счет и дальше не был заинтересован в том, чтобы данные попали в информационную систему.

Теперь результаты спец- оценки будут вступать в силу только с того момента, как сведения о ней поступили во ФГИС. Мы уже сделали кнопку на сайте, по которой работодатель сможет зайти в систему и увидеть, загрузил ли оценщик отчет. В целях безопасности для работодателей будет открыт ограниченный доступ к системе, но его хватит, чтобы посмотреть данные о своей организации и проконтролировать соблюдение закона оценщиком.

Система устроена так, что после того как работодатель заключил договор с оценщиком, последний должен получить уникальный номер для отчета в системе. Если в дальнейшем данные не поступят, Роструд сразу увидит пустые ячейки и будет разбираться, почему не прикреплен отчет. До тех пор пока данные не поступят в систему, работодатель будет под контролем Роструда и под угрозой применения санкций.

Остальные изменения в основном технические и связаны с методикой и формулировками. Мы не собираемся переделывать то, что и так хорошо работает.

Почему оценщики не заносят данные в систему?

Мы не намереваемся сразу применять жесткие штрафные санкции, решили использовать наиболее мягкий вариант воздействия — предостережение

Система по внутренним алгоритмам выявляет наиболее типичные нарушения. К примеру, нарушения методики измерения — в день проводят замеры четырех тысяч рабочих мест по шуму. Еще вариант — эксперт в один день работает сразу в нескольких различных регионах. Эти и другие нарушения система выявляет автоматически, после чего ставит соответствующие опознавательные знаки. В дальнейшем Роструд совместно с Росаккредитацией начинает выяснять причины. Если замеры не проводили, а просто оформили красивые бумаги, к оценщику у госорганов будут вопросы.

Что делать работодателю, если оценщики не внесли данные во ФГИС?


В этом случае работодатель самостоятельно передает результаты спецоценки в территориальный ГИТ, который и загрузит данные во ФГИС. Такое право у работодателя уже есть, его устанавливает пункт 4 статьи 18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. А дальше инспекция уже самостоятельно будет разбираться в отношении недобросовестного оценщика.

Возврат к списку


Наши партнёры

ОАО "Ишимбайский машиностроительный завод"
ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение"
НОУ Башкирский экономико-юридический техникум
ООО "Уфимская гипсовая компания"
ООО "Демидыч"
ООО "Уфимский "КАМАЗ-ЦЕНТР"
наверх