Работаем в области cпециальной оценки условий труда в Уфе с 1990г. с предприятиями различных видов экономической деятельности

От оценки рисков не отвертеться

Все специалисты по охране труда хорошо знакомы с положениями ст. 3 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которая позволяет не проводить СОУТ по отношению к дистанционным сотрудникам, надомникам, религиозным организациям, работникам, находящимися в трудовых отношениях с работодателями-физлицами.

К этим субъектам добавляется большая армия государственных гражданских и муниципальных служащих, к которым не применяются общие нормы законодательства о спецоценке условий труда. Такую позицию изложил Минтруд РФ в письме №15-1/В-573 от 28 февраля 2018 года. Несмотря на то, что этому документу без малого пять лет оно не утратило актуальность в плане неурегулированности вопроса порядка проведения СОУТ в отношении рабочих мест многочисленных чиновников.

Между тем, в сфере охраны труда появилось новое глобальное требование. Каждый работодатель обязан проводить мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах сотрудников. Они должны быть направлены на идентификацию опасностей, оценку и сокращение уровня профрисков. Подобные требования прописаны в обновленной редакции ст.218 ТК РФ, вступившей в силу 1 марта 2022 года. Невыполнение этих обязанностей грозит штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Профессиональные риски присутствуют в любом производственном процессе, что диктует необходимость для работодателей управления ими. Действующее законодательство не содержит унифицированных методик управления рисками, что позволяет каждому руководителю самостоятельно организовывать перечень мероприятий, ориентируясь на содержание рекомендуемых нацстандартов. Перед созданием плана руководитель должен организовать оценку профессиональных рисков, которую, в основном, проводят сторонние организации, обладающие лицензией на такую услугу.

Оценка профессиональных рисков состоит из трех этапов — определение угрозы, идентификация уровня опасности, подготовка мероприятий/рекомендаций по предотвращению угрозы. Работодателю предоставляются сведения о характере опасностей, вероятности их наступления и возможных последствиях. Администрации становится известно, что можно сделать, чтобы исключить опасное событие.

В ст.209 ТК РФ приводится определение управления рисками, в котором поясняется, что этот процесс относится к системе управления охраной труда. При этом в абзаце 2 ч.2 ст.214 ТК РФ указано, что работодатели должны обеспечивать формирование и функционирование системы управления охраной труда.

Встречаются ситуации, когда работодатели государственных и муниципальных служащих делают вывод, что проведение оценки профессиональных рисков для этой категории работников не требуется, так как для них не нужно выполнять спецоценку условий труда. Однако оценка профессиональных рисков и СОУТ — совершенно разные процедуры.

Российское законодательство не устанавливает особого порядка оценки профрисков для государственных и муниципальных служащих. Из этого можно сделать вывод, что обязанность управления профрисками распространяется на указанные категории работников.

Не исключением являются и чиновники Роструда и Минтруда РФ. Несмотря на кажущуюся безопасность, во время работы в том же министерстве также есть риск травмироваться. Напомним, к примеру, что в декабре 2018 года начальник отдела Минтруда РФ пострадал от падения лифта в здании ведомства. Тогда кабина подъемника упала вниз на 4 этажа, что привело к перелому грудного отдела позвоночника и госпитализации пострадавшего. 

Будет интересно узнать какая методология в оценке рисков будет преобладать при оценке госслужащих.

Возврат к списку


Наши партнёры

ОАО "Ишимбайский машиностроительный завод"
АО "Башнефтегеофизика"
ОАО "Башнефтегеофизика"
ООО "Стройтрансгаз-Урал"
ООО "Башэнерготранс"
ПАО "НЕФАЗ"
наверх