Работаем в области cпециальной оценки условий труда в Уфе с 1990г. с предприятиями различных видов экономической деятельности

Какой Должна Быть СУОТ в Организации

Итак, Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда были утверждены приказом Роструда от 21.03.2019 г. № 77 и адресуются ГИТ. В соответствии с приказом Роструда № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации приказано обеспечить: обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем; изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда; использование государственными инспекторами труда

Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем. Кроме того управлению государственного надзора в сфере труда приказано: при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя; при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьёй 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации Документ состоит из следующих разделов и приложений: I. Общие положения. II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда: Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. III. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая. IV. Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.

V. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Приложение — Блок-схема. Касательно Блок-схемы. В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций государственным инспекторам труда предлагается организовывать проверку на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведённых в Блок-схеме, а именно: а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы); б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы); в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций проведение внеплановой проверки у работодателя предлагается разделить на 2 части: 1-я часть — проверка документов СУОТ; 2-я часть — проверка рабочих мест. При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ. Как будут наказывать за СУОТ в организации Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются: 16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. 16.1.


 В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими). 16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ. 17. Привлечение к административной ответственности. В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например: Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников. На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов: Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях: при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев; при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем. В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется: Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом; Наличие у работодателя Политики в области охраны труда. При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.

Возврат к списку


Наши партнёры

ООО "Башмедь"
ООО "Демидыч"
ОАО "Башнефтегеофизика"
ОАО "Уфимский завод гибких валов"
НОУ Башкирский экономико-юридический техникум
ООО "Стройтрансгаз-Урал"
наверх